Осужденные в романе Мастер и Маргарита — разоблачение нравственной жалости и пороков социума

Роман Мастер и Маргарита, написанный Михаилом Булгаковым, является одним из самых известных произведений советской литературы. Книга представляет собой множество слоев и персонажей, а одной из главных тем является осуждение.

В романе Мастер и Маргарита осуждены не только отдельные персонажи, но и целые группы людей. Булгаков мастерски критикует социальные, политические и культурные аспекты советского общества. Основной объект осуждения автором является драматургический мир, который демонстрирует театр и его сотрудники. Булгаков представляет сценаристов, актеров и режиссеров как людей бездарных, похвалив всех в присутствии, а в их отсутствие смеющихся над ними.

Помимо театра, писатель осуждает и различные институты советского государства, включая полицию и уголовную систему. Булгаков точно изображает процесс суда и дает читателю глубокое ощущение несправедливости и произвола, свойственных судебным процессам эпохи. Один из главных отрицательных персонажей, губернатор Москвы, также становится объектом осуждения. Через его образ автор изображает бюрократию и коррупцию, присущие советской системе власти.

Осужденные в романе «Мастер и Маргарита»

В знаменитом романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» можно выделить несколько персонажей, которые были осуждены по разным причинам. Осуждение в романе часто может трактоваться не только буквально, но и символически, отражая моральные и духовные аспекты жизни.

Одним из главных осужденных в романе является сам Мастер – талантливый писатель, чье произведение было заблокировано и осуждено на гибель из-за своей критики режима. Он страдает из-за того, что его произведение не признается и не понимается обществом, что символизирует осуждение творчества и свободы мысли.

Другим осужденным является Иешуа Га-Ноцри, вымышленный персонаж из произведения Мастера. Его осуждение связано с его утверждениями о духовных истинах и его бунтом против традиционных религиозных представлений. Персонаж Иешуа символизирует осуждение верующих, которые не поддерживают непопулярные или несоответствующие догмам идеи и идеалы.

В романе также есть множество других осужденных персонажей, которые подчинены советской системе репрессий. Например, Маргарита Николаевна, которая притворяется безумной, чтобы спасти своего возлюбленного, или Михаил Александрович Берлиоз, который становится жертвой придуманного уголовного дела. Осуждение этих персонажей отражает несправедливость и произвол системы суда и власти.

Осуждения в романе «Мастер и Маргарита» имеют разные формы и масштабы, но часто они служат символическим выражением более глубоких проблем и способствуют размышлениям о человеческом достоинстве, свободе и морали.

«Юды»

Одним из таких персонажей является Воланд – загадочный и таинственный иностранец, который приходит в Москву и разворачивает ряд невероятных событий. Во многих аспектах Воланд может быть воспринят как символ «юды», так как он следует своим собственным целям и использует свои силы для совершения зла и хаоса.

Еще одним персонажем, который может рассматриваться как «юда», является Берлиоз – главный редактор журнала «Труд» и глава Московского Юдоистского общества. Берлиоз является противником идеи существования дьявола и считает, что все чудеса обладают рациональным объяснением. Однако его убийство в конце романа может рассматриваться как некая карма за его неверие и предательство духовному истины.

Также среди осужденных персонажей можно выделить Михаила Александровича Берлиоза – секретаря и основателя Юдоистского общества, которого в конце романа Воланд отправляет на календарь, причем Берлиоз не вернется оттуда.

«Лихоимцы»

  1. Дьяков, глава Московского Интернационала – лихоимец, который злоупотребляет своим положением, унижая остальных.
  2. Машина, глава литературного отдела Масонова – лихоимица, использовала свое положение для собственных целей.
  3. Гиппиус, литератор-художник – лихоимец, который популяризировал искусство готовности к смерти, влияя на молодежь.
  4. Наковальня, злой привидение – лихоимец, который осуществляет месть над своими обидчиками.
  5. Разъединительная машина – лихоимец, которая нарушает закон единого времени, причиняя зло окружающим.

Эти и другие персонажи романа «Мастер и Маргарита» показывают очень разные формы проявления «лихоимства» и олицетворяют зло в различных его проявлениях. Весьма символично, что сам автор романа Булгаков стал своеобразным «лихоимцем», за своим произведением его преследовали продолжатели и цензура, и судьба его романа была трагична и полна преград.

Опричники

В романе «Мастер и Маргарита» опричники представлены как некая тайная группа, верные последователи его светлости Ивана Грозного. Они особо осуждены автором за свою жестокость и безжалостность в отношении простых людей.

Опричники в романе исполняют приказы и волю Грозного, преследуя его врагов и предателей. Они служат инструментом власти, используя свою полномочия для совершения произвола и насилия. Опричники создают атмосферу страха и угнетения в обществе, действуя как непреклонный орден.

Роль опричников в романе символична, они являются метафорическим отражением тоталитарного режима и репрессий, которые приходят на головы многим героям книги. Их действия подчеркивают безразличие к жизням людей, аморальность и бесчеловечность власти.

Опричники в романе также сравниваются с демоническими существами из ада. Их появление отмечается как предвестник драматических событий, которые переносят постсоветское общество в мир, где люди оказываются лишены свободы, прав и чести.

В целом, опричники в романе «Мастер и Маргарита» являются символом коррумпированной власти и механизма ее поддержания. Они показывают, что осуждены не только отдельные герои, но и общество в целом, подчиненное диктатуре и подавленное тоталитарным режимом.

Философы-материалисты

В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков осуждает философов-материалистов, представленных в лице Маргарите Николаевной и ее круга друзей.

Маргарита Николаевна является типичным представителем интеллигенции, которая отвергает религию и верит только в науку и материальный мир. Она считает веру в Бога и душу человека суеверием и отсталостью. Маргарита и ее друзья становятся жертвами своего собственного скептицизма и неверия.

Булгаков критикует философов-материалистов за их негативное отношение к религии и духовной сфере человека. Автор показывает, что отсутствие веры и духовного начала приводит к разрушению личности и моральных ценностей. По мнению Булгакова, истина и смысл жизни не могут быть полностью объяснены научными фактами и материальными явлениями.

Таким образом, философы-материалисты в романе «Мастер и Маргарита» осуждаются за их отрицание духовной сферы и веры в материалистические принципы. Автор показывает, что истина и смысл жизни не могут быть полностью открыты только научным методом и требуют веры и духовного познания.

Декабристы

Роман включает несколько эпизодов, связанных с декабристами. В одном из них мастер, один из главных героев романа, рассказывает о своем знакомстве с декабристами в каторжных лагерях, они проживали в тяжелых условиях, подвергались физическим и моральным страданиям.

Одной из ключевых фигур среди декабристов в «Мастере и Маргарите» является Ипполит Бездомный, который является одним из главных героев романа. Он становится символом борьбы за свободу, идеалов и справедливости. Ипполит Бездомный представлен как запрещенное произведение, образец самоотверженности и силы духа. Его судьба символизирует борьбу за свободу выражения собственных мыслей и внутреннюю свободу.

Декабристы в романе «Мастер и Маргарита» показывают, как власть может подавлять индивидуальность и идеалы, но не сможет подавить непоколебимую веру в свободу и справедливость. Этот эпизод добавляет глубину и содержание роману, отражая тему борьбы за свободу и правду, которая является одной из основных тем всего произведения.

Биконевы

Биконевы страдают от бедности и ужасного быта, но они относятся к тем немногим людям, кто продолжает верить в справедливость и хорошее в обществе. В то время как другие жители Москвы злобно относятся к Маргарите и ее действиям, Биконевы восхищаются ею и видят ее как символ надежды и свободы. Они поддерживают Мастера и Маргариту, несмотря на свои собственные трудности и неприятности.

Было обнаружено, что Биконевы были одними из немногих, кто осуждал псевдоинтеллигентов и лжевысылаемых москвичей, чьи знакомства с Мастером и Маргаритой были обусловлены исключительно личными интересами.

Шпионы и тайные агенты

Одним из таких персонажей является маг Мастер, который рассказывает о своих контактах с иностранной разведкой. Он описывает свою работу на западе и связи с тайными агентами. Мастер рассказывает о различных приемах шпионажа и саботажа, которые используются этими агентами в их деятельности.

Другим интересным персонажем является Сократия Михайловна Аниццкая, известная также как Наталья Николаевна Аницина. Она является агентом специальной службы Иудейской Ассоциации Мастеров и участвует в различных операциях по нейтрализации противников.

ПерсонажРоль
МастерШпион, разведчик
Наталья Николаевна АницинаАгент специальной службы Иудейской Ассоциации Мастеров
БерлинскийТайный агент, агент Понтия Пилата

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» шпионаж и тайная разведка представлены как важные элементы современного общества. Автор исследует мотивы и причины тайной деятельности персонажей и даёт читателю возможность задуматься над ролью и значениями шпионажа в нашем мире.

Капитан Нечаев

Капитан Нечаев представлен как бывший военный летчик, который вместе с остальными членами своей эскадрильи перешел на сторону разбойников и стал совершать серию краж и ограблений под прикрытием ночных полетов на своем самолете. Он был арестован и осужден на 10 лет каторжных работ в Ташкенте.

В романе Капитан Нечаев предстает перед читателями в жутком обличии — он стал оборотнем после пересечения плоскости Вселенной. Он обладает околодемоническими способностями, позволяющими ему принимать разные формы — от сверчка до человека. Капитан Нечаев стал одним из инструментов дьявола Воланда, который использует его для доставки газеты с вершиной Масленицы к Берлину.

Таким образом, Капитан Нечаев является одним из чудовищных и порочных персонажей, подвергшихся осуждению в романе «Мастер и Маргарита».

Гастролеры московского театра

В произведении гастролеры московского театра представлены во второй главе, где они приехали в Ялту, чтобы выступить перед публикой. Гастроли стали для них возможностью показать свое мастерство актерского искусства и привлечь внимание к своему театру.

Булгаков с особым вниманием описывает не только само представление гастролеров, но и их социальное положение. В романе можно увидеть, как автор выделяет их среди остальных персонажей, подчеркивая их талант и страсть к искусству.

«Гастролеры стараются быть самыми добрыми людьми на свете», — пишет Булгаков.

Судьбы гастролеров в романе также символизируют несправедливость и произвол судебной системы Советского Союза, где вместо справедливого рассмотрения дел было принято осуждать и наказывать без обоснования. Один из гастролеров, Иван Бунша, попадает под репрессии и становится жертвой политического преследования.

Таким образом, гастролеры московского театра в романе «Мастер и Маргарита» представляются как люди, погоняющие за своей мечтой и сталкивающиеся с несправедливостью и произволом системы. Автор подчеркивает их преданность и страсть к искусству, а также их положение на перекрестке судеб, где им уготовано осуждение и страдание.

Понтий Пилат

В романе Михаил Булгаков представляет Пилата как фигуру, вынужденную принять участие в суде над Иисусом Христом. Пилат изображается как раздираемый сомнениями, поскольку он признает невиновность Иисуса, но не в силах отстоять его от казни под давлением еврейских правителей и народа.

Булгаков использует персонаж Пилата для изображения границы между добром и злом, показывая его сомнения и искренний интерес к учению Иисуса. Опираясь на исторические детали, автор создает точный портрет Пилата и показывает его во внутренней борьбе между нравственностью и политическими интересами.

История с Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» служит одним из ключевых событий, связывающих разные временные и пространственные плоскости романа и вносящих элементы метафизического и философского смысла.

Оцените статью